Антон СтепановГенеральный директор компании Т1 Cloud
Дата14.02.2024

— Как вы оцениваете динамику рынка облачных сервисов?

— Облачный сегмент IТ-рынка последние два года, по нашим данным, ежегодно растет на 40–50%. При этом показатели у всех компаний разные: у одного провайдера рост оборота может составлять 10%, а у другого — 170%. Но в среднем оценка по России такая.
Структура портфеля облачных решений отечественного рынка также имеет свою специфику. В облачном бизнесе существуют разные модели сервисов: IaaS — инфраструктура как услуга, PaaS — платформа как услуга, SaaS — программное обеспечение как услуга. Так вот, в западных странах рынок в среднем сейчас растет на 30–40% в год во многом за счет SaaS-сервисов. Россия же только начинает догонять развитые страны по показателю роста SaaS, у нас большая доля все-таки приходится на IaaS и PaaS.

— Почему российские компании все активнее размещают IТ-инфраструктуру у облачных провайдеров?

— Эту потребность диктует целый ряд обстоятельств. Некоторые компании и до событий последних двух лет активно переводили свою IT-инфраструктуру в облака, и у таких заказчиков объем использования подобных услуг растет органически. Для других предпринимателей опыт внедрения таких платформ новый, он связан с расширением бизнеса. Скажем, раньше потребности предприятия могла закрыть собственная серверная стойка, но потом компания выросла, и встал вопрос о стратегии расширения цифровой инфраструктуры. Клиенты облачных провайдеров третьего типа — холдинги с множеством разрозненных компаний, осознавшие актуальность задачи создания единого IТ-ландшафта своего бизнеса, для чего, конечно, облачный сценарий также подходит идеально.
Санкционная политика тоже влияет на рынок облачных сервисов, но уже не так сильно, как в 2022 году, когда многие думали, что в связи с введением ограничений рынок будет сжиматься, чего, как видим, не произошло.
Наконец, фундаментальный драйвер облачного сегмента — повышение цифровой зрелости компаний. Этот процесс набирает обороты в самых разных отраслях экономики, и провайдеры услуг стараются соответствовать новым запросам, повышая экономическую эффективность и уровень безопасности сервисов.

— По данным CNews Analytics, уход западных вендоров с рынка в 2022 году привел к росту выручки в полтора раза у крупнейших облачных провайдеров. Вы согласны с такой оценкой?

— К методике подсчета доли западных вендоров в структуре рынка возникает ряд вопросов. Скажем, с рынка ушла Microsoft, которая в свою отчетность по облачным сервисам включала Office 365 как услугу. Как разделить показатели продаж, вычленить этот сегмент? Повлиял ли так серьезно уход Office 365 на бизнес классических облачных провайдеров? Я думаю, что нет, хотя тут сложная комбинаторика и простые оценки, скорее всего, неточные.
Но с уверенностью можно констатировать, что уход западных вендоров дал толчок новому этапу цифровизации государственных корпораций и организаций с госучастием, а также компаний, относящихся к критической инфраструктуре. Для них радикально ужесточились требования по размещению инфраструктуры на территории РФ. Многие компании начали задумываться об использовании облачных сервисов, а некоторые на них уже перешли.

— Какую роль в этом процессе сыграли сложности с обновлением оборудования и отсутствием техподдержки со стороны западных вендоров?

— В первые полгода после ухода западных вендоров отечественные компании, которые собирались приобретать оборудование, находились в состоянии неопределенности. Купить сервер стало проблемой, добавлялись и сложности с изменяющимся курсом валют. В этой ситуации облачные провайдеры подставили плечо компаниям и позволили как минимум не останавливать реализацию проектов.
Из-за прекращения техподдержки тоже пришлось принимать новые решения по организации бизнес-процессов. Корпорации ощутили это на себе в меньшей степени, поскольку у них есть свой штат IТ-специалистов и опыт работы. Менее крупные компании воспользовались помощью сторонних организаций, начиная от консалтинговых и заканчивая провайдерами, имеющими опыт работы с большой инфраструктурой. На таких предприятиях часто принимались решения отдать IТ-инфраструктуру на аутсорсинг.
У Т1 Cloud есть клиенты из разных отраслей, причем как государственные, так и с иностранным участием. Среди заказчиков — компании, локализующие IT-инфраструктуру, и те, которые пришли к задаче ее масштабирования в результате собственного роста. Имеются новые организации, запускающие бизнес, и те, кто проходит стадию цифровой трансформации и консолидации ресурсов. Мы не наблюдаем такого, чтобы какой-то один тип клиентов превалировал над остальными, — все представлены примерно в равной пропорции.

— Курс на импортозамещение продолжает набирать обороты, государство активно поддерживает это направление. Какие новые услуги и сервисы предлагает T1 Cloud?

— Мы занимались вопросами импортозамещения еще до того, как это стало главным отраслевым трендом. Разработали собственную облачную платформу. Все наше ПО внесено в реестр российского программного обеспечения, и дата-центры находятся исключительно в России. Так что клиенты, приходящие к нам с запросами на импортозамещение в IТ-инфраструктуре, решают задачу комплексно.
Кроме того, в конце 2023 года мы запустили несколько PaaS-продуктов. Например, Kubernetes и база PostgreSQL.
Расширили портфель корпоративных бизнес-приложений из облака, теперь доступны удобные и безопасные решения для создания единого цифрового рабочего места сотрудника — «Т1 Диск» для обмена и совместного онлайн-редактирования, сервис видео-конференц-связи и собственная платформа для проведения онлайн-трансляций. Одним из ключевых векторов развития видим расширение выбора ИБ-сервисов, формирование комплексных предложений для обеспечения безопасности.

— В последние годы усиливались атаки на инфраструктуру, и государство ужесточало требования к надежности IT-систем. Чем ответили облачные провайдеры, как вы обеспечиваете безопасность клиентов?

— Мы давно приняли решение действовать бескомпромиссно в вопросе защиты данных, а не играть в пятнашки, собирая некий относительно приемлемый уровень безопасности. Информационная политика провайдера регулируется внушительным перечнем нормативных документов, а безопасность достигается организационными и техническими методами. Внедряем самое современное оборудование и технологичные средства, например межсетевые экраны нового поколения, средства мониторинга информационной безопасности, системы менеджмента уязвимостей, средства анализа сетевого трафика, которые удовлетворяют практически любым требованиям. Обеспечивая информационную безопасность своей облачной платформы, мы гарантируем защищенность систем заказчиков, развернутых в ней.
В самом конце 2023 года мы получили полный комплект сертификатов, необходимых для размещения информационных систем кредитно-финансовых организаций в нашем публичном облаке. Соответствие облачной инфраструктуры Т1 Cloud требованиям национального стандарта РФ о безопасности финансовых операций позволяет внедрять у нас автоматизированные банковские системы. А наличие аттестата соответствия федеральному закону № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры» по наивысшей категории значимости дает возможность поместить в публичном облаке любые объекты критической инфраструктуры с соблюдением строгих регуляторных требований ФСБ и ФСТЭК. Кроме того, наше облако имеет сертификат PCI DSS, обеспечивая безопасность данных платежных карт.
И, конечно, мы активно развиваем направления услуг по информационной безопасности, в том числе мы осуществляем консалтинг в этой области, предоставляем managed services и продукты security as a service.

— Что собой представляет концепция облачного вендора, когда владелец облачной платформы «отчуждает» ее в пользу клиентов? Как T1 Cloud планирует развивать свои облака в дальнейшем?

— Есть четыре концепции предоставления облачных сервисов. Публичное облако — это сервис, доступный через интернет широкому кругу организаций. Следующая модель — гибридная, это когда клиент предпочитает часть IТ-инфраструктуры оставить в локальной организации, а другую — перевести в облако, управляя этой конструкцией из одной точки. В Т1 Cloud мы пользуемся такой схемой. Третий вариант — частное облако, когда облачная платформа выделена под одного конкретного клиента. И четвертая модель — «отчуждаемое» облако, когда клиент стремится получить все преимущества облачной модели, но не хочет, чтобы его инфраструктура была доступна снаружи, через интернет. В данном случае мы осуществляем ее размещение на стороне клиента, разворачивая облачную платформу с необходимым набором сервисов, устанавливаем клиенту единый интерфейс управления ими со всеми необходимыми инструментами: аналитика, создание иерархий, разграничение прав доступа, а главное — комплексное и удобное управление всеми сервисами. Такую модель мы предоставляем в основном крупным компаниям.
Развивать в первую очередь будем продуктовый портфель — обогащать функциональность сервисов, делая их более удобными для пользователя. Сейчас у нас есть полноценный набор решений для реализации задач бизнеса, импортозамещения, который мы будем усиливать партнерствами с сильными игроками рынка, чтобы сделать свои сервисы еще более удобными, безопасными и доступными. В планах на этот год и расширение географии, увеличение количества проектов с «отчуждаемым» облаком.
Поделиться